Интервью


ЗАВТРА: Павел, один из секретов старых мастеров заключался в изготовлении красок. В чем, на ваш взгляд, секрет художника сегодня?

ПАВЕЛ РЫЖЕНКО: Секрет художника в ответе на вопрос: как в России, в XXI веке, остаться человеком? От Бога это, больше никак. Надо быть совестливым. Надо жить с совестью. Если совесть не замарывать и не затыкать её как голос Божий в душе грязью разной, то она, как компас, выведет верно, не ошибется. И выведет к Богу, ко Христу.

Павел Рыженко: Кто-то любит «нашу Рашу», а я люблю Святую Русь


На недавней выставке художника Павла Рыженко «Любимая Россия» в Центральном музее Вооружённых сил вниманию посетителей было представлено более 60 полотен, отражающих духовный путь России, пролегающий через разные эпохи. Рядом с дипломной работой «Калка», в которой выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества Павел Рыженко уверенно заявил о своём творческом кредо, цикл картин о Куликовской битве – «Поединок Пересвета с Челубеем», «Ослябя», «Утро перед битвой. Пересвет», «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву», картины «Тайна царёва», «Малюта», «Царёво молчание», «Смутное время», триптихи «Покаяние», «Царская Голгофа» и «Русский век». Зрителям были представлены уникальные работы – диорама «Брусиловский прорыв» и макет панорамы «Куликовская битва». С 2003 года у художника в разных вариантах прошло 14 выставок «Любимой России» в Москве.

– Павел Викторович, в разряд каких выставок ставите Вы «Любимую Россию», какое значение она имеет для Вас?

– Задумывая выставку, хотел создать пространство, на котором современный человек смог бы понять себя, идентифицировать, как сейчас говорят, определиться в национальной памяти. Чтобы он качнулся в сторону веры и сделал выбор между добром и злом. Выставка не призвана будоражить страсти в человеке, спецэффектов здесь нет, но в то же время, работая над картинами, я старался всколыхнуть в людях их генетическую память. Помните, в фильме «Урга» Никиты Михалкова тонко подмечен момент, когда водитель-дальнобойщик, случайно услышав вальс «На сопках Манчжурии», вдруг остро понимает, что у него там, в русско-японскую войну, кто-то воевал.

Честный разговор с самим собой


Художник Павел Рыженко называет сумасшествием все, что не относится в живописи к реализму. А в кризисе современного реализма винит самих художников. Жестко? Да. Несовременно? Возможно. Однако со многими его доводами сложно не согласиться.
Честный разговор с самим собой

Художник Павел Рыженко. Фото: А.Бурый


– Павел, когда вы начали рисовать?

– Рисовал лет с пяти – как все дети. Потом поступил в художественную школу в родном городе – Калуге. Ничем не выделялся на общем фоне. В 11 лет поступил в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) при Институте им. Сурикова, которая раньше располагалась напротив Третьяковской галереи. Окончил ее в 1987 году, потом служил в армии. Ничего выдающегося не делал. Могу сказать, что в МСХШ процент талантливых ребят был очень велик, к их числу, кстати, я не относился. Их учебные работы можно было смело вешать в Третьяковку рядом с Суриковым или Репиным.

Суд Божий и суд «общечеловеческий»


...– Два года назад Владыка Якутский и Ленский Зосима предложил мне написать Страшный Суд для нового собора Всех Святых в Якутске. Первоначально его предложение меня насторожило. Ведь прежде я не занимался сугубо церковной живописью и с ее канонами в большей степени знаком как простой зритель, как рядовой православный, хотя в Академии мы, конечно, изучали древнерусское храмовое искусство. В этом я сразу же признался Владыке Зосиме. Но он отверг мои сомнения и сказал, что для нынешних верующих было бы ценнее не подражательное следование древним традициям храмовых изображений Страшного Суда, но личное видение Апокалипсиса глазами их современника – русского человека, русского художника.
Суд Божий и суд «общечеловеческий»

Именно так. Владыка просил меня написать современное видение Апокалипсиса глазами современного русского человека, без ограничений. Он так и сказал мне: "Как ты сам это видишь, так и пиши". Канонически точно я и не мог бы изобразить, но так представляю то, что всем нам предстоит. Каждому предстоит. Ведь Страшный Суд будет вершиться и надо всем человечеством, и над каждым воскресшим из мёртвых. Над тобой, надо мной.

ПАВЕЛ РЫЖЕНКО – «ИСКУССТВО – ЭТО ЛИШЬ СТУПЕНИ»


ПАВЕЛ РЫЖЕНКО – «ИСКУССТВО – ЭТО ЛИШЬ СТУПЕНИ»

Творчество известного русского художника Павла Рыженко, признанного мастера исторических аналогий, призывает зрителя заглянуть в самого себя через великие исторические образы.

Павел, основу ваших работ составляют исторические аналогии. Чем объясняется ваш выбор?
Я думаю, что актуальнее жанра исторического осмысления сейчас ничего нет. И в кино, и в литературе, и в музыке, и, естественно, в живописи.
Чтобы ответить на вопрос "как же дальше быть?", я и привожу примеры из истории. Это движение не вперед и не назад, а к душе, к своей истории. Двигаться к православной монархии, которая, на мой взгляд, является единственно честной формой, абсолютно свободной в границах закона Божьего. Мне бы хотелось в какой-то степени приоткрыть эту занавесь. Чтобы люди отодвинули ее, спокойно заглянули, но сделали это не на словах, а через видимые образы, через мои картины. Постояли перед ними, подумали. Что-то для себя лично вынесли и вернулись после просмотра выставки немного другими.