ПАВЕЛ РЫЖЕНКО – «ИСКУССТВО – ЭТО ЛИШЬ СТУПЕНИ»

Автор: admin-gelingens от 3-11-2005, 16:01
  • 0
ПАВЕЛ РЫЖЕНКО – «ИСКУССТВО – ЭТО ЛИШЬ СТУПЕНИ»

Творчество известного русского художника Павла Рыженко, признанного мастера исторических аналогий, призывает зрителя заглянуть в самого себя через великие исторические образы.

Павел, основу ваших работ составляют исторические аналогии. Чем объясняется ваш выбор?
Я думаю, что актуальнее жанра исторического осмысления сейчас ничего нет. И в кино, и в литературе, и в музыке, и, естественно, в живописи.
Чтобы ответить на вопрос "как же дальше быть?", я и привожу примеры из истории. Это движение не вперед и не назад, а к душе, к своей истории. Двигаться к православной монархии, которая, на мой взгляд, является единственно честной формой, абсолютно свободной в границах закона Божьего. Мне бы хотелось в какой-то степени приоткрыть эту занавесь. Чтобы люди отодвинули ее, спокойно заглянули, но сделали это не на словах, а через видимые образы, через мои картины. Постояли перед ними, подумали. Что-то для себя лично вынесли и вернулись после просмотра выставки немного другими.

Действительно, богатые, крепкие, мощные люди XIV века все до конца оставили ради своей Родины и полегли на Куликовом поле. Представьте себе, бояре Московской дружины полегли все до одного! Это говорит о духовном единстве нации той эпохи. Тогда она была объединена вокруг идеи возрождения России до смерти, не виртуальной, а настоящей. Вот я и призываю всех, а себя в первую очередь, встать с ними в один строй.
ПАВЕЛ РЫЖЕНКО – «ИСКУССТВО – ЭТО ЛИШЬ СТУПЕНИ»

Смутное время

Значит, это на сегодняшний день одна из самых актуальных форм выражения?..
Современнику во всех своих заботах, мобильных переговорах, наушниках, пробках, делах, встречах нужно порой хотя бы на мгновение остановиться, как громом пораженному, и сказать самому себе: "Я же человек. Живу на этой земле. У меня здесь предки…" Потом ему снова, конечно, позвонят – давай сюда, давай туда… Но когда эта молния его прожжет, он уже сможет и следующий шаг в своей жизни сделать.
Сейчас появляются не только в живописи, но и в обществе в целом, такие попытки осмысления пути развития России. Формирование же национальной идеи, с моей точки зрения, – это дело соборное. Это когда вся нация участвует в выборе некоего "нервного органа", который называется совестью нации. Эта совесть и есть тот самый маячок, компас, который должен вести нас по верному пути. Здесь я обращаюсь к истории не так просто, из увлечения историей костюма или военной формы, а потому что история России до 1917 года и после показывает нам совершенно отчетливо два пути, два вектора развития – к Богу и от Бога. Вот и все. Поэтому я своим творчеством пытаюсь подтолкнуть людей к осмыслению – каждый должен сделать выбор сам, куда ему идти, в каком направлении.
ПАВЕЛ РЫЖЕНКО – «ИСКУССТВО – ЭТО ЛИШЬ СТУПЕНИ»

Муравейник

Какие этапные точки переосмысления в отечественной истории вы считаете наиболее яркими?
Я считаю, что именно сегодня Россия переживает один из наиболее острых и принципиальных таких этапов. Мир пребывает в состоянии кризиса. И Россию в отрыве от всего мира воспринимать нельзя. Заключается он в том, что появляется понятие нового мирового порядка. Зиждется оно на перемалывании всех религий и всех ценностей. Россия в этом общемировом кризисе должна сыграть свою роль – откинуть все свои комплексы неполноценности и показать планете, что на самом-то деле еще 2000 лет назад в мир пришел Христос и дал нам ценности, с которыми мы сегодня и живем. Нужно это отразить. Вот в этом наше величие. Россия создана исключительно православием. Подвиг, кровь и пот воинов, монархов, мирян, отроков и детей создал всех нас. Поэтому мы и имеем к этому непосредственное отношение.
"Без Бога ни до порога". Хорошая христианская поговорка. Она была, есть и будет. Все люди в России сейчас к этому приходят независимо от уровня своего достатка и известности. Правда, зачастую лишь тогда, когда надеяться больше не на кого.
Я хочу своими картинами подтолкнуть людей к осмыслению этого. Я отчетливо понимаю, если перестану этим заниматься, то как человек я просто исчезну. Не потому, что я перестану быть художником, а потому, что единственная форма существования – это служение Богу через что-то. Все остальное – это компромиссы. Я этот выбор для себя сделал.
ПАВЕЛ РЫЖЕНКО – «ИСКУССТВО – ЭТО ЛИШЬ СТУПЕНИ»

Ипатьевский дом. Расстрел (№3 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение-2)

В обществе на протяжении десятилетий не утихают споры по поводу предназначения искусства, его воспитательных и развлекательных функций. Чему же призвано служить искусство, на ваш взгляд?
Знаете, не столько даже воспитывать. Воспитание – это семья. Есть хорошая аналогия. Искусство – это ступени: либо вверх – к Богу, к Храму, либо вниз – все дальше и дальше от Господа. Это лишь ступени и не более. Но человек на них встает и решает, куда ему идти. Общество со времен сотворения мира ничего здесь нового не придумало. Хлеба и зрелищ – это одна формула. Другая – все, что связано с движением к Богу.

А в чем вы черпаете для себя вдохновение?
Да вот в этом движении и черпаю. Причем не как художник, а как суворовский солдат. Хочу, не хочу – работаю. Плохо ли, хорошо – не важно. Работаю и не отвлекаюсь на сиюминутное, поверхностное, чтобы подняться еще на одну ступень, понять и реализовать то самое, главное, ради чего и занимаюсь этим. Что-то, конечно, получается не сразу. Стараюсь. Самоограничение – это, прежде всего, концентрация на главном. То же общение должно быть с единомышленниками либо с теми, кому ты действительно можешь помочь.

Вы упомянули о единомышленниках. В живописи они у вас есть?
Дело в том, что сейчас особое значение имеет понятие "рентабельности". И сейчас не совсем рентабельно заниматься исторической живописью.
А единомышленники у меня есть в другом. У меня есть друзья, которые тоже занимаются нерентабельными вещами. Например, служат в армии, восстанавливают разрушенные храмы, лечат от наркотической и алкогольной зависимости.
А в искусстве и без меня достаточно прекрасных рисовальщиков и замечательных живописцев. Пусть они пишут натюрморты, портреты, другие картины. Я ведь не совсем искусством занимаюсь…
ПАВЕЛ РЫЖЕНКО – «ИСКУССТВО – ЭТО ЛИШЬ СТУПЕНИ»

Александровский дворец (№2 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение)

А можете как-то сформулировать то, чем занимаетесь?
Это все равно, что солдату в 1916 году задали вопрос – "чем ты, братишка, занимаешься?" По-моему, он лишь сказал бы, что служит государю императору. Я, честно говоря, так же сегодня и ответил бы. Все то же самое. Пусть это будет звучать пафосно. Как угодно. На самом деле, еще пафоснее служить своей биологии. Только это честно нужно говорить. Недавно я прочитал рассказ, который меня до глубины потряс. А написал его не кто-нибудь, а художник Коровин, который был настолько далек от происходившего вокруг него, что даже не знал о случившейся революции. Рассказ о том, как он сидел у себя на даче, громыхала война, а он сидел и писал пейзаж. Видит сходку мужиков, подходит поинтересоваться, в чем дело. Оказалось, у одного из этих деревенских мужиков на войне сына убили. На вопрос же Коровина, что случилось, тот мужик отвечает: "Да ничего… нормально… Сына единственного убили". Коровин: "Как же так!.." А мужик ему в ответ: "Сына убили… но государь-то жив". Вот вам и логика… Вы помимо живописи занимаетесь еще и преподавательской деятельностью. Как вы оцениваете молодое поколение? Так я же для этого здесь, в "Академии художеств", и работаю, чтобы молодые люди шли в верном направлении. Сегодня молодое поколение – это такой знак вопроса, что я до сих пор во всем не разобрался. С одной стороны, это на 70% упущенное поколение. При всем при том, это поколение все гораздо острее воспринимает. С ними нужно общаться максимально честно, максимально прямо, глядя прямо в глаза. Как только они чувствуют это – они становятся твоими. Причем полностью и до конца. Они настолько истосковались по "отцу", по сильной руке рядом!.. А раньше как было?.. Да на самом деле все те же люди, но мир другой. Он подошел к своей черте. На фоне этого все стало восприниматься острее.

Вы упомянули, что работаете над циклом "Куликовская битва". Можете рассказать о нем подробнее?
Я не делаю специальных циклов. А тема Куликовской битвы абсолютно изъезжена. Художники уже столько в ней нашли и написали, что трудно было подобраться к особому смыслу. Но было нужно. Ведь мимо такой грандиозной темы не пройти! На ней как на стержне держится буквально все. Это же была не просто битва. Поэтому я растянул это сражение на целый цикл. По самому же сражению у меня – одна единственная картина: в центре событий на поле боя – отец и сын, а не сама битва как таковая. До конца выполнивший свой долг, улыбающийся и смотрящий остекленевшими глазами в небо сын и отец, потерявший за веру, царя и отечество родного сына. А вот сзади внешняя победа – на коне, в виде ликующего воина… И победа в самом небе… Но это – единственная батальная сцена во всей серии. Во всех остальных работах отображено либо происходящее после битвы, либо наоборот – подготовка к ней в молитве и готовности идти до конца. Для меня главное – подготовить себя к этой жизненной битве через картины. И зритель через картины обязательно найдет для себя что-то новое. Для меня является великой честью и наградой то, что на мои выставки люди приходят со своими бедами за духовной поддержкой и благодарят за то, что мои картины дают им силы жить. Когда у вас состоится следующая выставка? Она откроется в первой половине января 2006 года в "Малом манеже". В этот раз мои работы займут весь манеж. Выставлю все, что у меня есть.
http://esj.ru/2005/11/03/pavel_ryzhenko_iskusstvo/
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.