Суд Божий и суд «общечеловеческий»

Автор: admin-gelingens от 18-10-2007, 00:19
  • 0
...– Два года назад Владыка Якутский и Ленский Зосима предложил мне написать Страшный Суд для нового собора Всех Святых в Якутске. Первоначально его предложение меня насторожило. Ведь прежде я не занимался сугубо церковной живописью и с ее канонами в большей степени знаком как простой зритель, как рядовой православный, хотя в Академии мы, конечно, изучали древнерусское храмовое искусство. В этом я сразу же признался Владыке Зосиме. Но он отверг мои сомнения и сказал, что для нынешних верующих было бы ценнее не подражательное следование древним традициям храмовых изображений Страшного Суда, но личное видение Апокалипсиса глазами их современника – русского человека, русского художника.
Суд Божий и суд «общечеловеческий»

Именно так. Владыка просил меня написать современное видение Апокалипсиса глазами современного русского человека, без ограничений. Он так и сказал мне: "Как ты сам это видишь, так и пиши". Канонически точно я и не мог бы изобразить, но так представляю то, что всем нам предстоит. Каждому предстоит. Ведь Страшный Суд будет вершиться и надо всем человечеством, и над каждым воскресшим из мёртвых. Над тобой, надо мной.

И всё же мне до сих пор непонятно, как взялся за эту непосильную для меня работу. Художественные, нравственные и духовные проблемы, которые встали передо мной, первоначально казались вовсе неразрешимыми. Взялся за работу с чувством и убеждением, что она для меня совершенно непосильна. Благословение Владыки Зосимы на творческую свободу в художественном решении только усугубляло тягостность моего состояния. Было множество эскизов, ежедневный труд без отдыха, и никакого цельного результата.

Тут у меня начались различные искушения, в том числе и со здоровьем: поднималась температура и держалась неделями, а врачи никак не могли установить правильный диагноз. Никакие лекарства и лечебные процедуры не приносили облегчения. При очередном обследовании обнаружился отек легких, вызванный какой-то непонятной инфекцией. В общем, я оказался при смерти…

– В эти тяжелые для тебя дни мне позвонил Виктор Саулкин и сообщил, что ты тяжело болен. Просил молиться за тебя. Он тогда же по "Радио-Радонеж" в своих передачах просил православных молиться о выздоровлении тяжко болящего раба БОЖИЯ Павла.

– То, что я при смерти, стало понятно не только докторам и моим близким, но и мне самому. Конечно, я благодарен всем за сердечные молитвы обо мне. Выжил. Тогда-то мне и стали приходить настоящие художественные и духовные решения моей работы. Кризис разрешился благополучно...

– "Кризис" в переводе с греческого означает "суд", "судебное разбирательство"…
'
– Вот именно! Страшный БОЖИЙ Суд состоит из безчисленного множества персональных судов. Ежедневно мы подвергаем себя БОЖИЮ Суду. Душа каждого из нас после смерти зримо испытает первый личный суд перед лицом ГОСПОДА. А по воскресении из мертвых мы вновь – каждый в отдельности – будем преданы окончательному БОЖЬЕМУ Суду. Почти смертельная болезнь помогла мне во всей силе осознать собственную глубокую греховность и неизбежность БОЖЬЕГО Суда, неизбежность ответа перед НИМ за всё мной сделанное, за всё мною сказанное, за все мои помыслы и чувства, в которых я провинился перед НИМ и перед ближними.

Чувства кающегося грешника на смертном одре, грешника, который умоляет ГОСПОДА о прощении, теперь мне очень близки. Именно в этой надежде близки: недостоин, но все равно хочу выпросить прощение у ГОСПОДА! И вот это яростное желание БОЖИЕЙ милости, БОЖЬЕГО прощения, которое во мне живо и сейчас, излил на холст. Осознание этого дало мне точку опоры для работы. Определилась личная точка зрения на грядущее апокалиптическое событие. В православной аскетике есть понятие – "память смертная". Мне помогла в работе моя смертная память.

Именно поэтому в центре я изобразил себя восставшим из могилы, мертвенно серым в страшном ожидании своей судьбы, когда множество моих грехов тянут чашу судных весов вниз и ад злобно ликует над моей вечной погибелью. Но надежда на неизмеримую милость БОЖИЮ жива! Вот это самое страшное мгновение и стало для меня единственно возможной точкой зрения на конец истории человечества в преддверии Вечной Жизни для одних и вечной адской муки для других...

– В твоей картине преобладает тема ХРИСТОВА воинства. Здесь и воины Святого Царя Константина Великого, и герои Куликовской битвы, солдаты и офицеры Первой Мiровой войны, монархисты гражданской, герои Великой Отечественной, есть и "афганцы", и сражавшиеся за целостность России на Кавказе на рубеже XX-XXI столетий… Вон там, полагаю, изображён Воин-Мученик Евгений Родионов?..

– Да, это Святой Мученик Евгений, наш современник. В целом же – это Русская Национальная Идея. Так я вижу Русскую Идею в конечном её итоге. Сам для себя я это полотно так и называю "Русская Идея". Для меня было главным не упустить всё, что на сердце накопилось за многие годы, может быть, вообще за всю свою жизнь, хоть и не очень длинную. Мне было важно попытаться с БОЖИЕЙ помощью изобразить на холсте всё виденное в России, в её прошлом, настоящем и будущем. Виденное не только мной, а вообще всеми моими близкими и друзьями… Зачем русский человек живёт? За что он кровь проливает? За что он умирает? Хотел показать – за что русский православный не должен даже и пальцем пошевелить, а за что он должен стоять насмерть.

Конечно, в чём-то это не каноническое изображение, но в чём-то же оно совершенно каноническое. Если канон рассматривать прежде всего как правду БОЖИЮ, как несомненное стояние за эту правду, то всё это в церковный канон укладывается. Именно этого, как потом выяснилось, и хотел от меня Владыка Зосима… И вот сейчас эту обновлённую работу, предназначенную уже для сугубо выставочной деятельности хотел бы провезти по городам России.

– В каких же городах ты хочешь выставить своё полотно?

– Мне очень хотелось бы показать "Страшный Суд" в Сталинграде (он же Царицын, он же Волгоград).

– А где именно в Сталинграде?

– В здании панорамы Сталинградской битвы. Очень хочу, чтобы "Страшный Суд" увидели и в Курске. Ведь это святые места, где явилась икона БОЖИЕЙ МАТЕРИ Курская-Коренная! Там тоже есть музей-панорама Курской битвы. Самое страшное сражение вообще во всей истории войн – предтеча Армагеддона. В планах и Ростов-на-Дону. Там, к сожалению, выставлять "Страшный Суд" буду не в музее. Там нет таких музейных площадей. Но мы присмотрели замечательный спортзал. И сам Ростов, и весь Дон – это Русская Земля, обильно политая Русской Кровью, казачьей прежде всего. Мечтаю выставить "Страшный Суд" и в Екатеринбурге… Просто буду умолять, чтобы в Екатеринбурге нашли место для экспонирования. Ради этого города можно и нужно стоять на коленях, вообще не сходя с места. Это же Царская Голгофа России! Я очень надеюсь на Екатеринбург… А дальше, как БОГ даст. Полагаю, если такая серия выставок в этих городах России состоится, то через год и в других местах этот "Страшный Суд" захотят увидеть. Я надеюсь… Если это будет полезно для России, для Русского Народа, ГОСПОДЬ всё устроит…
http://rusk.ru/st.php?idar=112120
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Группа: Посетители
Alexxxx
27 окт 2012 в 15-40
Очень понравилась картина "Страшный суд". Павел нарисовал себя на суде, а ощущение как буд то меня там нарисовали.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.